Законопроект об основах общественного контроля в РФ внесен в Госдуму
Разработаны меры, направленные на создание правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия. Соответствующий президентский законопроект вчера внесен в Госдуму.
Установлены правовые основы организации и осуществления общественного контроля. Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Так, общественный контроль предполагается осуществлять за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотиков, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи.
Согласно проекту субъектами общественного контроля будут выступать:
- Общественная палата РФ;
- общественные палаты субъектов РФ;
- общественные палаты (советы) муниципальных образований;
- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при органах исполнительной власти субъектов РФ.
Для осуществления общественного контроля также предусмотрена возможность создавать общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля.
При этом, граждане РФ наделены правом участвовать в осуществлении общественного контроля как лично (в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов), так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Такое участие является добровольным.
Установлены права и обязанности субъектов общественного контроля, предусмотрено их взаимодействие с органами госвласти и органами местного самоуправления.
Перечень основных форм общественного контроля является открытым и включает:
- общественный мониторинг;
- общественную проверку;
- общественную экспертизу;
- общественные обсуждения;
- общественные (публичные) слушания и иные формы.
В целях информационного обеспечения общественного контроля предлагается закрепить обязанность субъектов общественного контроля обнародовать информацию о результатах общественного контроля, а также право граждан на открытый доступ к информации об общественном контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Предусмотрено, что в случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, субъект общественного контроля вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос об ответственности виновных должностных лиц.
Текст законопроекта № 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.